LASIC в Японии

Зарисовки
2023-04-04

Начало

Итак, об операции я серьезно не задумывался. Помню, что кто-то недавно об этом обмолвился, да и разные люди по разным поводам упоминали лазерную коррекцию еще в России, но там у меня была универсальная отмаза в виде: “Если сейчас зрение исправлю, то в армию годен буду”. На самом же деле, после очередей и хамства в военкомате, я тупо игнорировал повестки еще с первого курса и даже нормально не оформил отсрочку по учебе. Ну а сейчас терять уже стало и нечего, война заканчиваться не планирует, репрессивный режим уходить тем более, а саму службу хотят еще и сдвинуть к 30 годам, какое тут возвращаться на родину с такими вводными, можно о военнике и не париться.

Так что очередное упоминание операции между делом и удачно подвернувшийся блог чувака ( не реклама ) сделали свое дело. Блоггер еще и реферальную скидку в 50к йен (~25к рублей) предлагал, к тому же расписал все очень красиво, с фоточками. Так что месяц назад я решился, зашел на сайт клиники (который даже на английском ) и заполнил формочку. К сожалению, помимо наличия английской версии, ничего хорошего про сайт я больше сказать не могу. Выглядит он в лучших традициях убогого веб-дизайна начала нулевых, я даже не верил, что сайт еще функционирует и что мне кто-нибудь ответит.

Clinic's website

2019 год в желтой рамочке смущает больше всего

Несмотря на это, мне достаточно быстро написал смс так называемый Ричард и сообщил, что будет меня курировать. На следующий день пришел мейл с базовыми вопросами об аллергиях на медикаменты и прочих видах спорта, которыми я занимаюсь (удивительно, но про грейпфруты вопросов не было). Однако вопрос про мой уровень японского смутил, так как чувак в блоге обещал полное английское сопровождение. Забегая вперед скажу, что все действительно было на великолепном английском.

Я боялся, что ближайшая запись будет на через полгода-год, все-таки клиника делает больше всего LASIC’ов чем любая другая в мире. Некоторые люди специально из Штатов летят, или из Австралии, чтобы операцию сделать, а если брать в расчет очереди в другие популярные места в Японии, то я надеялся, что хоть лотереи не будет. Переживал я зря, записали меня на пятницу, 24 марта, чуть позже чем на через месяц.

Последние дни я уже подпрыгивал на стуле от нетерпения, особенно когда пришлось носить очки вместо линз три дня (я для надежности даже четыре проносил). На работе взял отгул и поехал с утра на Гинзу (из моего текущего места жительства это занимает примерно два часа на поезде).

Первый день

Пока я ехал в поезде, мне уже написал Ричард с подробным описанием дальнейших действий и просьбой сообщить ему, если я не найду вход. Но я же не пальцем деланый, почти год в Токио жил, поэтому надеялся справиться своими силами.

Конечно же, найти здание оказалось не самой тривиальной задачей, пришлось походить вокруг офисных зданий, чтобы найти вход, никто большой цветастой вывески не сделал (что удивительно). Тем не менее, если один раз нашел, уже не заблудишься.

LASIC Office

Как и все остальные здания в центре Токио, это тоже стеклянный офисный центр

На ресепшене я решил не проявлять инициативу и побыть тупым иностранцем до конца, раз уж есть такая уникальная возможность. И это принесло свои плоды, меня нашел Ричард, на родном английском мне все объяснил, поболтал и пошел дальше разбираться с остальными горе-пациентами. Ну а после заполнения бумаг оставалось только ждать пока позовут дальше. И в принципе, если сравнить время операции и время ожидания очередного чего-нибудь, то кажется, что зрение лечится именно долгим просиживанием штанов, а не лазером.

Ожидание продлилось менее получаса. На первом обследовании меня провели через 4-5 аппаратов (среди них я узнал только классический воздушный шар с дорогой) и через 5 минут я уже был свободен. Ричард любезно переводил весь небогатый лексикон врача, который проводил тесты. Также берут тест ДНК на какую-то очень редкую болезнь, которая в основном встречается у европейцев и является абсолютным противопоказанием к LASIC.

Дальше меня отправили подождать еще немного, а затем на второе обследование. Здесь тоже была пара машин и классический тест с доской на проверку зрения, только в Японии они всегда используют ту самую, вторую, с кружочками, которую я всегда считал детской. Плюс периодически просили посмотреть на черный крест на красном и на зеленом фоне и сказать, какой из них четче, я без понятия, что проверяет этот тест. Соня говорит, что на медосмотрах проходила его постоянно, я же в первый раз.

Eye Chart

Почти всю сознательную жизнь я боялся смотреть на эти таблицы, не хотелось лишний раз осознавать свою зрительную ущербность

Тут же выяснилось, что зрение то у меня уже далеко не -6, которые все врачи в России определяли мне, а все -7, да еще и астигматизм 0.25 (про который мне чего-то говорили один раз, но никак внимание не акцентировали и рецепт другой не выписывали, и я благополучно про него вспомнил только при нынешней проверке).

Ричард заметно приуныл и сказал, что такими темпами может LASIC сделать и не получится, а если и получится, то дороже, но это решится после обсуждения с врачом. Я решил не расстраиваться раньше времени, только малость напряг булки и отправился в холл ждать дальше. Тут же я узнал, что после операции зрение еще не будет идеальным, и что лучше бы провожатого конечно найти, но я этим заранее не озаботился и отвлекать людей от работы не хотелось уже, так что решил добраться сам, благо в метро ориентируюсь и куда идти потом знаю.

Минут через тридцать Ричард вернулся и повел меня в комнату промывки мозгов, как я ее сейчас называю. Это отдельное стеклянное помещение с дверью, в котором товарищ пропагандист из числа местных работников (в данном случае сам Ричард) рассказывает тебе о возможных вариантах операций.

И понеслось, все красноречие мира и все шаблоны поведения продажников обрушились на меня. Разговор он начал с вопросов о том, чем я по жизни занимаюсь и почему я не спортсмен, якобы для того чтобы понять, зачем мне зрение может пригодиться. Потом он начал рассказывать про саму операцию, что будет во время, что после, как будто мы уже все решили, а я уже давно оплатил и мне только поясняют детали пока я жду приема. Рассказал и про минусы в виде гало, возможных головных болей и нечеткости зрения первые недели и даже месяцы с периодическими спадами и подъемами остроты, а также про сухость глаз (на момент написания статьи могу подтвердить все вышесказанное, но не сказал бы, что это сильно мешает жить, из строя тебя не выводит, плакать от безысходности не хочется).

Потом начал говорить про возможные варианты операции, и тоже все было по классике маркетологов. Тебе сразу отметают дешевый вариант, потому, что им никто не пользуется, потом говорят про такой среднячок для ровных пацанов, а затем ультра хай левел лазер с практически никакой разницей в результате, но при этом почти в два раза большей стоимостью. Потом, так как у меня зрение плохое, роговица на краешке нормы по толщине (5.3, но LASIC в теории до 5 делают), то мне рекомендовано сделать еще кросслинкинг. Это дополнительная операция, которая теоретически укрепляет роговицу и если сделать ее сразу после лазерной коррекции, то шансов регрессии как-будто бы меньше. В итоге она увеличивает стоимость коррекции также в два раза.

И тут начались совсем странные разговоры про то, что вообще-то доктор добрый и может сделать коррекцию самым дорогим лазером и кросслинкингом по цене лазера для норм пацанов и кросслинкинга. А может и еще цену скинет, если с ним хорошо поговорить. Я на этом моменте выпал в осадок, так как не понял каким образом телепортировался из клиники в центре Токио на базар. Плюс Ричард начал меня торопить с ответом, ведь ему очень надо что-то уже сказать врачу по поводу моего решения обязательно, ну прям вообще сейчас, вообще терпеть нельзя.

Я не поддавался (я вообще был молодец и вел себя грамотно, по крайней мере мне так кажется) и он согласился дать мне подумать еще, просто предварительно сообщив доктору, что я готов либо на нормальный такой лазер, либо на нормальный такой лазер и кросслинкинг. Я закивал и поскорее ушел обратно в холл, чтобы отдохнуть от обработки мозгов и прочитать про эту дополнительную операцию побольше.

После некоторого ожидания я прошел еще одну проверку на каком-то аппарате и потом посетил замечательного доктора, который великодушно решил мне скостить еще часть цены, если я сделаю кросслинкинг, так что у меня выйдет пацанский лазер вместе с ним на 100к дешевле чем было предложено изначально. Я даже с такими казалось бы щедрыми вводными, как последняя скотина сослался на “еще подумать” и вышел.

Благо, если ты соглашаешься делать обследование и операцию в один день, то у тебя есть часа полтора-два на передохнуть. Мне дали капли, сказали разок воспользоваться в середине обеда и отпустили с миром. Вдобавок вручили бумаги с согласием на все неожиданные отрицательные эффекты после операции, где в конце я мог выбрать желаемый вариант.

Обед и размышления

Если выделить одну главную мысль из всего этого мероприятия, которой я хотел бы поделиться с вами - не гуглите перед какой-нибудь важной операцией (особенно за пару часов до нее) что-то типа “%операция-нейм% реддит”.

Я избегал дезинформации и гневных реакций того процента людей, которому лазерная коррекция сделала только хуже, но к сожалению наткнулся на все это пытаясь понять есть ли смысл переплачивать за кросслинкинг или нет. В итоге же в первых строках поиска вылазит текст типа “LASIC испортил мне всю жизнь”, а во второй “Хотел бы я никогда не делать лазерную коррекцию”. Согласитесь, мотивации это не прибавляет, я даже запаниковал, при том, что отношусь к подобным заявлениям всегда критически и понимаю, что самых недовольных обычно просто громче всего слышно.

В итоге про кросслинкинг я нашел всего два отзыва от других офтальмологов (они советовали делать его при миопии 6 и выше) и кучу рекламы из других клиник где было написано “Кросслинкинг тема и 100% делать надо”. А также обнаружил исследование китайских коллег, которое не показывает никакой существенной разницы что с кросслинкингом, что без него. И еще одно европейское исследование, из которого следует:

Хотя клинические данные об эффективности LASIK плюс CXL скудны, есть многообещающие указания на то, что эта комбинированная процедура может смягчить регресс рефракции и устранить риск эктазии после LASIK у тщательно отобранных пациентов.

Учитывая вышенайденную информацию и тот факт, что клиника не будет делать операцию если твой шанс на негативный исход хоть минимально реалистичен (как никак доверие плюс 10 лет гарантии при использовании нормального лазера), я не нашел убедительных аргументов платить в два раза больше. И если пипец в виде кератоконуса подкрадется, то тебя эта операция меня все равно не спасет.

Capybara onsen

Я хотел вставить сюда жуткую картинку кератоконуса, но потом передумал, лучше посмотрите на капибар в горячем источнике

В итоге после обеда в Макдональдсе и попыток найти еще хоть какую-нибудь достоверную информацию, я вернулся в клинику для подготовки к операции.

Операция

Я вернулся и ясно выразил свою позицию по поводу операции - никаких кросслинкингов, только нормальный лазер Amaris 750. Мое уважение, никто отговаривать и переубеждать не стал, но как я понимаю это и незаконно. Отношение Ричарда ко мне тоже не поменялось.В принципе ради одного общения с ним я бы уже рекомендовал эту клинику, даже просто как место осмотра, и не обязательно делать там операцию. Даже факт маркетинговых уловок не умаляет этого. Я не исключаю, что заметил и смог расписать все это только потому, что он на самом деле плохой продажник. Или наоборот хороший, я же не согласился на самый дешевый лазер, но этого мы никогда не узнаем.

Ричард очень обаятельный мужчина средних лет, родился в Канаде, хоть и от японских родителей, с великолепным английским (с остальными японцами даже сравнивать смысла нет, их уровень запредельно ниже). Убалтывает и развлекает тебя во время ожидания - мое почтение. Однако я очень насторожено относился к нему первое время, до выбора операции, потом волноваться было нечего, навязать мне уже ничего не смогли бы, так что я тоже открылся и стал охотнее с ним разговаривать. Он меня утешал и успокаивал после жалоб на злой реддит, перечислил еще раз все проблемы, объяснил что в принципе гало и сухость могут остаться надолго, это правда, а в случае регрессии можно если что и очки/линзы обратно носить начать, не страшно.

Итак, думаю многим очень интересна цена вопроса, так что я раскрываю карты. С реферальной скидкой (50.000 йен) и скидкой за операцию и осмотр в один день (10.000) стоимость получилась 260.000 йен что условно 150.000 рублей на 01.04.2023.

Мне еще раз проверили зрение на расширенный зрачок, сказали что ДНК у меня нормальное, операцию делать можно. Я выдохнул и вдохнул поглубже снова, ведь значит от лазера уже не отвертеться. Меня отправили сидеть перед стенкой в другую часть комнаты ожидания, среди таких же, прошедших все муки обследований и готовых к последнему рывку. К этому моменту все мои вещи уже были в шкафчике, так что минут пятнадцать я просто сидел и волновался. Ричард убедил меня, что переживать нормально, и не бояться того, что тебе в глаза будут направлять какой-то лазер, было бы более странно, чем бояться. К тому же операция сама по себе практически автоматическая, а значит человек не сможет зазеваться к вечеру и случайно выжечь тебе на память молнию на лбу.

Пятнадцать минут ожидания прошли и меня пригласили в операционную. Ричард сказал: “Take off your glasses. Say goodbye”. От такой стереотипной фразы я опешил и смог только промямлить: “Goodbye”. Затем закапали обезболивающие капли, и потом еще раз закапали, чтобы наверняка, указали куда ложиться. Ричард тоже сел рядом, переводить команды врача, и понеслось.

Если у вас в планах есть лазерная коррекция, то рекомендую посмотреть только это видео и не гуглить реальные кадры, особенно впечатлительным. Я предупредил

Меня попросили смотреть на зеленый лазер, затем первый аппарат прижался к правому глазу, причем достаточно сильно, ты физически ощущаешь будто на лицо давит что-то увесистое, достаточно неприятно. Потом все потемнело, зеленого лазера больше не было видно, только десятки синих точек вспыхивали и исчезали, как маленькие звезды, все это длилось около минуты, может меньше, особого страха не было, разве что хотелось поскорее это все закончить.

Потом первый аппарат убирают и жить становится легче, зеленый огонек снова виден, тебе отодвигают надрезанную часть сетчатки, капают и протирают глаз. А дальше начинается уже само исправление зрения. Ощущается практически ничего, как будто что-то происходит, но понять, что именно совершенно нельзя. Нужно только смотреть на зеленый огонек, который то расплывается, то становится четче, доктор ведет обратный отсчет, и уже через секунд тридцать - пятьдесят первый глаз готов. Снова капают, протирают и закрывают надрезанную часть роговицы.

К этому моменту запах горелой плоти уже улетучился, а во время операции на втором глазу почему-то совершенно не чувствовался. Но тут была другая проблема - это состояние беспомощности и беззащитности перед окружающим миром, безнадежность, граничащая с паникой, причем объективных причин для этих чувств не так уж и много, боли как таковой не было. Благо операция недолгая, нужно только дышать и поменьше думать о происходящем. Так что, несмотря на безболезненность, негативных ощущений словить тем не менее можно, но пройдут они быстро, а вас уже поведут в отстойник сидеть пятнадцать минут с закрытыми глазами. К этому моменту зрение уже присутствует, но не полностью, достаточно мутное, как будто только что вылез из воды и хочешь проморгаться, только делать этого нельзя.

Protective glasses

Вот такие очки выдают для защиты ваших драгоценных глаз после операции. Их желательно носить постоянно первую неделю, но главное во время сна (!) и на улице

Сидеть эти пятнадцать минут в итоге оказалось чуть ли не мучительнее самой операции, потому что открывать глаза не велено, но кажется, что если не приоткроешь, то или заснешь, или никогда глаза открыть уже и не получится, плюсом непроходящее ощущение как от нарезания лука (а я с линзами вообще отвык от рези в глазах и от костра, и от ядреных овощей). Сидишь, страдаешь, немного плачешь, ждешь пока придет кто-нибудь и разрешит открыть глаза. А после этого в новых красивых очках можно будет отправиться из клиники, вдогонку закапав обезболивающие и взяв еще три вида капель, которые надо использовать каждый час до первого чекапа на следующее утро (но хотя бы не во сне).

Первый час зрение было мутное, плюс ощущение лука быстро вернулось. Так что я ехал в метро и страдал все время, что добирался до ночлега, на улице было где-то семь вечера. Но когда я вышел из метро и ждал друга, уже стало легче.

Кажется я даже видел на все сто процентов, так что понемногу пялился на окружающий мир. Все гораздо четче, чем в линзах или очках. Гораздо четче, чем когда либо был в моих воспоминаниях. Я не мог поверить этому из-за защитных очков, да и честно говоря сейчас, спустя больше чем неделю, все равно не верю, а перед сном так и тянет снять линзы.

Когда я добрался до дома друга, то основные мучения кончились, дальше было неприятно, но терпимо, иногда ношение линз доставляет больше дискомфорта. К полуночи же даже это практически исчезло, а на утро не ощущалось ничего.

По итогу могу с уверенностью сказать, что мой топ один самых страшных издевательств над организмом все равно остается за эндоскопией без анестезии. Там паническая беспомощность длится дольше, а боль и страдания присутствуют, причем очень активно. Если бы я мог делать LASIC вместо эндоскопии, я бы делал LASIC, думаю даже предпочел бы его сеансу прочистки каналов у стоматолога. Но по постэффектам лазерная коррекция конечно побеждает, хотя я достаточно легко отделался, в десяти процентах случаев люди страдают от боли не один день.

Постоперационный период

Я спокойно добрался обратно в клинику к 11 утра, где меня ждал первый осмотр и, конечно, Ричард. Боже, как я рад был его ВИДЕТЬ, в первый раз по настоящему видеть его плоское японское лицо. По сравнению с пятницей холл был переполнен и своей очереди пришлось ждать где-то минут 50. Зрение ощущалось максимально четким, не верилось что на это способны мои глаза, казалось они уже за 20 лет атрофировались окончательно, но нет. В итоге все оказалось даже лучше, чем я мог представить и чем мне предсказывали врачи. Зрение стало 20/13 по американским меркам, что переводится в российские как 1.5, то есть даже лучше чем единичка.

Я радостно ушел ожидать второго, финального этапа осмотра, а в это время заполнил реферальную ссылочку. Так как по законам Японии рекламировать подобного рода операции запрещено, то клиника платит рекомендующему щедрые реферальные за приведенного друга, но и другу будет скидка 50к. Так что все это, как водится, реклама, звоните пишите мне в телеграм, линкедин, в общем везде, дам вам скидку, если вдруг окажетесь в этой стране.

Ну а после доктор отпустил меня домой, сказав что все зашибись и надрезанная часть роговицы никуда не отъехала.

Неделю я исправно ходил и спал в очках (коллега сказал, что я выгляжу как герой фильма “Миссия невыполнима”, надеюсь как Том Круз) и капал по пять раз в день три вида капель. В принципе жил как и до этого за исключением данных моментов, плюс иногда были неприятные ощущения и сухость, а ночью улица превращалась в карнавал из-за гало. После на недельном осмотре мне подтвердили зрение и что все хорошо, и слава тебе господи, и можно снимать очки.

Радостный я пошел дорабатывать половину дня в офис и понял, что замечаю гораздо больше деталей. Остается стойкое ощущение, что я слежу за людьми, хотя скорее всего раньше я смотрел точно также, просто не видел. Плюс я периодически пялюсь на что-нибудь и расплываюсь в глупой довольной улыбке.

Сейчас, спустя почти две недели я докапываю последний оставшийся флакон капель. По утрам, когда открываю глаза, первым делом боюсь, что снова ничего не увижу. Как встаю с футона, иду смотреть в окно на горы (а они оказывается еще красивее), приглядываюсь, стали ли они менее четкими или нет, не изменилось ли чего.

В течение дня может побаливать голова пару минут, рассинхрон зрения тоже случается, глаза сушит, а гало на улице хоть и не такое страшное, как сразу после операции, но жить еще мешает. Так что жду когда пройдет пара-тройка месяцев и все стабилизируется, а глазные мышцы и мозг адаптируются…

В заключение хочу сказать, что всем доволен и ни о чем на данный момент не жалею.

Видеть круто, побочных эффектов мало, радости много, всем рекомендую.

Я послежу за регрессией и буду писать отчеты раз в полгода-год (коли не забуду). Но если забыл, то знайте, что у меня все нормально, о плохом я сразу же сообщу. Спасибо всем, кто дочитал до этого момента, пойду анонс делать в телеграм.

P.S.

Спасибо Соне за редактуру. Если текст все равно корявый и сложный, то виноват я, она сделала все, что могла.

P.P.S

И большое спасибо Ричарду за лучший экспириенс ожидания между процедурами.