Как я оказался в Японии

Начало конца

Что

Сразу скажу, что это не гайд по релокации и сам блог не претендует на какую бы то ни было объективность, я просто делюсь своими мыслями и эмоциями по поводу некоторых событий, которые привели меня сюда. Часть интересных моментов могла забыться, так что спрашивайте в личку в телеграме о всех волнующих вас вопросах, а я с радостью дополню блог новой информацией.

Почему

Эту страничку я хотел написать давно и зарекался это сделать сразу после того, как меня 100% возьмут на работу и я получу визу. Но жизнь как всегда распорядилась иначе, виза и отъезд последовали сразу друг за другом, да и война не поспособствовала направлению моего творческого потенциала в написание длинных монологов. Уже рад что телеграм блог веду, хоть и с перерывами.

Но вот выходит новый замечательный фреймворк Astro (хотел бы я чтобы это была реклама), и я решил заодно и его испытать, благо весь туториал построен на написании своего блога с нуля, и рассказать вкратце историю своей релокации.

На самом деле в современном мире сделать блог с применением всех модных-молодежных технологий вообще ничего не стоит, все деплоится само, работает само, если сложной логики не требуется, то даже начальными знаниями обладать не надо.

Так или иначе многие спрашивали меня о том, как я попал в Японию, почему Япония, сложно ли было и что для этого надо. Поэтому представляю вашему вниманию пересказ событий, которые привели меня сюда.

Вступление. Первое знакомство с заграницей

Я хотел (или скорее теоретизировал) уехать из России и повидать мир еще давно, наверное класса с шестого. В то время я дружил с одноклассником, который мог “часами рассказывать о том, насколько Америка плохая” не сказав ничего осмысленнее “ну потому что она плохая”. Тогда же я решил спросить об этом маму, но она на мое удивление ответила, что удовольствием бы там жила. Это был мой первый опыт примерки роли экспата на себя, пусть даже и в сущности в опосредованном виде.

Но самое первое воспоминание об какой-бы то ни было эмиграции у меня связано с другом детства, который собирался переехать в Германию с родителями еще лет с 6, но смог только после 6 класса (какое волшебное число 6), когда я уже ушел из той школы. Сейчас, вспоминая эту ситуацию и перекладывая на себя его опыт, я понимаю, что подождать годик не так уж и страшное. Самое неприятное в таком ожидании это, пожалуй, недоверие к тебе окружающих и постоянные шутки на этот счет. Так что спасибо всем кто меня поддерживал и был рядом, и старался много не смеяться над моими попытками релокации :).

Закрепилось же мировоззрение “сваливания” у меня позже, в университете. Либеральный Питер и IT специальность подули на меня волной одногруппников, которые постоянно разговаривали о переезде в Новую Зеландию. Я же захотел в Исландию. После прочтения статьи о местной безопасности, и что после убийства полицейским человека впервые за много лет, там повсеместно открыли пункты психологической помощи, страна показалась мне идеальным местом. Суровый климат и дороговизна жизни меня не особо пугали, я всерьез думал поступать туда в магистратуру какое-то время. Но ленивая сытая жизнь программиста на 4 курсе заставила меня пересмотреть свои взгляды на продолжение учебы и траты еще 2 лет моей жизни на это.

Подвижки в сторону

Во время первого курса магистратуры в 2020 году я начал рассматривать варианты вакансий с релокацией. К сожалению в это же время начинался коронавирус и моего опыта работы в 2 с чем то года еще катастрофически не хватало. Я рассылал резюме вообще везде по линкедину докуда мог и не мог дотянуться, но все (почти) было безрезультатно.

Первая компания которая мне ответила и в которой я прошел до последнего этапа (а это бесплатная работа 3 дня) попалась мне в марте. Однако после некоторого исследования интернетов она оказалась буквально рабской галерой с рабочим днем 11 часов без отпуска и выходных. Зато я понял что на Glassdoor’е правда могут накручивать положительные отзывы, а люди в линкедине достаточно отзывчивые, и если у тебя есть сомнения по поводу вакансии, то их спросить всегда можно.

После была какая-то аутсорс компания из Молдовы, которая предлагала вакансию на Scala и зарплату в евро. К сожалению по каким-то причинам они не захотели меня брать на тот проект где требовался разработчик, пообещав рассмотреть меня в следующем году (спойлер: они мне больше не писали, собственно как и я).

Я окончательно отчаялся после их отказа, так как казалось, что собеседование прошло очень даже хорошо и если даже этого недостаточно, то мне в принципе невозможно пока найти работу. А ведь я не всегда смогу так хорошо отвечать на вопросы. Зарекшись до Нового года забить на все и просто наслаждаться жизнью без поиска работы, я закрыл Линкедин.

Чтобы вновь открыть его через неделю.

Мне написала рекрутер одной большой японской компании, которая набирает выпускников следующего и этого года. У них существует программа по переманиванию мозгов, проходящая обычно очно в Москве, а теперь из-за коронавируса онлайн. Припомнив свои слова, сказанные пару месяцев назад, а именно “ну в Японии-то я бы не хотел работать” и “До нового года больше в авантюры ввязываться не буду”, я не раздумывая согласился на первый этап интервью.

Первый этап

На первом интервью не было ничего особо интересного, я послушал немного про компанию, а рекрутер убедилась, что я способен коммуницировать на английском. Было достаточно спокойно и интересно, она говорила на английском много лучше тех людей, которых я встречаю каждый день сейчас. А вот для следующих этапов уже попросили отправить резюме (которое у меня уже было) и сопроводительное письмо и решить задачку по алгоритмам.

Мое сопроводительное письмо

Dear Company HR,

In the Company’s vacancies description I was very pleased with the presence of a huge number of modern technologies that I can use during development. In particular, it’s wonderful that the company places great emphasis on functional programming, encouraging knowledge of such languages as Scala and Haskell. I believe that the future belongs to these languages, hence joining Company for me is a great chance to create value in the team of like-minded people, who move the world forward. I think that working on such systems is much more interesting than on another web application which simplifies the work of managers. Personally, I am eager to experience an extremely pleasant feeling. The one that reaches the heart of every human-being when one brings about a real progress: here and now. I am confident that it is in my power to capitalize on my experience and make the whole world a better place to live.

Now on my current work I’m refining the company’s internal system to track the progress of development of the main product. We are developing the system that allows to bring together a large number of main applications’ components as well as various third-party programs for analyzing errors in code and so one. Now a lot of managers’ work is automated and it takes only seconds to do something that took days before. For development we use Angular and Scala with Akka, which we migrate to ZIO due to the obvious advantages of functional programming.

Recently in addition to Scala I have begun to learn Haskell for a deeper understanding of FP principles. It’s not that easy, but It’s very interesting field to become better developer. In my spare time I like to play guitar, sometimes the ukulele, watch popular science videos on various topics (from philosophy courses to the history of math). Also I especially like listening to podcasts about Agile methodologies and new programming trends, while shopping or just walking around the street with my headphones on.

It was also a lucky coincidence that literally half a year ago I got immersed into Japanese culture. Like many others, I started with anime (now I watch Naruto Shippuden) and try to read manga. Recently, I have learned a little about sengoku jidai, mainly through playing games such as Total War Shogun and watching some popular science videos on YouTube. I even cook some traditional Japanese dishes, such as mitarashi dango and moti. It’s very tasty, I also want to feel a real taste in Japan.

I’m very pleased with Company culture. It’s great that company makes lives of its employees better by digitalization and automatization of repetitive tasks, enabling developers to focus on more complicated and interesting tasks instead. This is facilitated by the progressive approach to the organization of working time, which distinguishes Company from many other traditional Japanese companies. I am sure I will have enough free time for adaptation and learning Japanese. Personally, I am also very attracted by the ubiquitous promotion of cashless payments and 5g technology by Company. I really do not like cash, and fast Internet in the modern world is always useful. Also before getting to know Company, I could not imagine a cafeteria being furnished in such a creative and delicious fashion that I would crave to find myself there as soon as possible.

Futhermore, Company keeps abreast of the times as the company’s operational scope ranges from e-commerce to cancer treatment. I see a bright future in Company, hence I will feel safe for my own future as well. And it is a kind of revelation for me to hear that Company is careful about funding sources. I am very glad to realize that my work will not benefit dubious organizations.

Второй этап. Задачка

Задачку нужно было решить за час в выбранный мной день в течение недели или двух на платформе Codility. Я попрактиковался некоторое время, так как давненько уже ничего алгоритмического не программировал и был катастрофически не уверен в благоприятном исходе, так как решение задач на время в стрессовой ситуации никогда не было моим коньком. Посему я даже договорился с умным другом, чтобы он проснулся пораньше (я решил чтобы получше соображать и на работу не опоздать решать задачу в 9 утра) и был доступен для экстренного задавания вопросов если все пойдет совсем туго.

По итогу друг проспал, но тем не менее саму задачу я решил за 5 минут, но подумал, что не может быть все так просто. Так и оказалось, в Интернете я нашел ее решение через 4 if’a и оставшиеся 50 минут уже просто решал: списывать ее или оставить свое решение. В итоге совесть не победила (и хорошо и слава тебе господи), а я тупо переписал интернетовское решение чутка его изменив.

А вот и сама задачка с решением .

Третий этап

После успешного решения задачки и зачета моего сопроводительного письма, я оказался в шорт листе на собеседования, которые пройдут в конце января. Это были очень мучительные полтора месяца (тогда я еще не подозревал, что ожидание теста/собеседования/релокации и постоянные переносы станут моими постоянными спутниками) и я до сих пор не понимаю, зачем делать такой большой перерыв между этапами, но да ладно.

В течение этого периода и в последствие я еще общался с рекрутером через ВК, все происходило достаточно мило, перед первым собеседованием я даже договорился с ней потренировать свой self introduction. Плюс связался с человеком из Компании, которого нашел по инфе с официального сайта этой программы, расспросил немного про все. Он меня успокоил, сказал что в принципе собесы легче чем в российские компании. Я ему поверил, но волноваться не перестал.

Во время ожидания я еще и волновался за магистратуру. В один прекрасный день у меня пропал доступ к бесплатным плюшкам для студентов и так я понял, что меня отчислили. А бакалаврский диплом я получил на год раньше, чем разрешалось по программе (она, напомню, для выпускников этого или следующего года, а уже формально на втором курсе магистратуры учился). По итогу же всем оказалось все равно, а диплом нужен лишь для визы. Без него рабочую в Японию тебе просто не смогут сделать.

Касательно самих собеседований. В один день должно было пройти сразу 2 практически друг за другом с перерывом в полчаса. Если ты не проходишь первое, то на второе тебя соответственно не зовут. Сама процедура уникальна именно для этого формата найма выпускников, обычно люди страдают, проходят по 4-5 этапов в течение месяца.

Первое собеседование

Немного вводной инфы. Собеседования проводились в субботу (бедные интервьюеры). Я был покрашен в розовый цвет, причем еще не так давно и цвет был минимально но яркий. Ну и сидел в футболке насколько помню, никакого официоза (да и как его с розовыми волосами устроить).

На первом собеседовании я представился, рассказал о себе и это кажется была самая сложная часть всего процесса, потому что потом мы просто разговаривали про функциональное программирование, интервьюер меня расспрашивал про Scala, сам рассказывал, что они используют в продакшне Elm. Вообще мне кажется, что если ты попадешься на энтузиаста ФП на собесе и начнешь про него с ним разгонять достаточно свободно, то шансы пройти собеседование будут в районе 100%.

Я совсем поплыл и уже представил себе дивную новую компанию с супер крутыми процессами, умными профессионалами коллегами и свободным подходом к выбору технологий, совсем расслабился и разговор просто тек как между товарищами. По итогу ради формальности чувак спросил меня что-то про HTTP и отпустил. Я не сомневался что прошел на следующий этап.

Правда произошла одна казусная ситуация, интервьюер и эйчары видимо не синхронизировались от слова совсем, так что первый пообещал мне результаты на следующий день, чему я был очень удивлен, ведь следующий этап должен был быть сегодня же. Я еще чутка понервничал, но все благополучно ожидал благоприятного исхода в течение получаса.

Собственно я дождался. Правда начало второго собеседования переносили пару раз в течение полутора-двух часов, так что даже волнение прошло и я на расслабоне поигрывал на гитаре, успел даже новую песню выучить (возможно 74-75 или более мемно Big in Japan) и тупо хотел чтобы все закончилось и закончилось благополучно.

Второе собеседование

Наконец все переносы кончились, собеседование началось. Интервьюер оказался Австралийцем (собственно единственными японцами на данный момент оказались только эйчары и рекрутеры) и начальником всего отдела. Мы с ним очень мило беседовали минут 20 про скрам и проджект менеджмент с софт скилами в принципе. Из того что помню, он спросил “Что делать если человек не хочет делать задачу?” и “Каким бы я был скрам мастером, если бы стал им?“. Тут я малость переоценил осведомленность народа о современных концепциях менеджмента, неаккуратно обронив термин “servant leadership”, который понимал как собака, в том плане, что объяснить нормально не мог. Тем не менее пришлось это сделать, и я даже справился.

Потом пошла моя очередь задавать вопросы, и тут я достаточно разгулялся. Спросил давно тревожащий меня вопрос “Правда ли что в Австралии говорят новоприбывшим “Did you come here to die?” вместо “today"" (он подтвердил их отличающийся акцент). Еще я узнал, что товарищ приехал в Японию в частности из-за аниме (изначально я думал что такие причины только в мемах). Также поспрашивал про юнит тесты (интервьюер ответил: “Надеюсь что пишут”), сколько русских (15 на 150 человек отдела).

Но вообще где-то после половины разговора мой лимит говорения и восприятия английского начал давать о себе знать и я был более односложен и больше переспрашивал, все равно не понимая трети слов. Но я чувствовал, что на русском бы мог болтать без умолку еще хоть час-полтора, и про скрам, и про еще какой бред.

Ну а в конце были “2 самых главных вопроса” по словам интервьюера.

“Почему я покрасил волосы в розовый цвет?“. Я ответил: “Чтобы прокачать софт скилы, что я есть я даже с розовыми волосами и плевать на все остальное, ну и еще у меня были предрассудки на счет крашения волос, чтобы и они ушли”.

И “Кто мой любимый персонаж в Naruto Shippuden?”. я ответил: “Итачи, потому что он badass”. На тот момент я только начал шиппуден смотреть и не мог сильно распинаться про персонажей и был рад, что хоть его вспомнил, а еще я обрадовался, что сопроводительное письмо правда читали.

После таких вопросов я не сомневался, что Компания - это место работы мечты и я буду там дико счастлив, раз люди без предрассудков и не выносят мозг однотипными вопросами на собеседованиях. И по итогу также был уверен, что прошел, хоть объявление результатов и перенеслось на следующий день, пришлось ехать на день рождения друга не таким расслабленным, как хотелось.

Результаты

В воскресенье я узнал результат и он оказался положительным, иначе бы я эти строки не писал. Также эйчары подтвердили, что следующий этап будет объяснением условий работы, но по сути все сложное и влияющее на что-либо осталось позади. Я был очень рад сбывшейся мечте о сваливании за границу, попраздновал в этот же день с друзьями и думал расслабиться уже до самого переезда, собирать вещи и прощаться со всеми. Но реальность оказалась немного другой.

Во-первых, релокация запланирована компанией на октябрь этого года. Как я подозревал это сделано из-за людей, которые должны только летом закончить учебу и уже осенью сразу отправиться, но не только. В Японии ввели очень жесткий локдаун из-за коронавируса и не впускали практически никого, только по очень особенному типу виз. Плюс ко всему даже выдача виз была заморожена на неопределенный срок и в компании надеялись что хотя бы к октябрю ее разморозят. Я же надеялся на это постоянно, каждый день и каждый час.

Во-вторых рекрутеры малость слукавили, несмотря на их заявления, второе собеседование было не последним этапом. Мне предстояло еще сдать экзамен по английскому под названием TOEIC, из-за которого меня могли еще и отсеять. Но давайте обсудим его уже в следующей части.

Счастливый конец (или новое начало)

На радостях от скорой релокации я поехал в родной город, прощаться с родственниками, ну и встретить бабушкин день рождения впервые за много лет учебы в Питере всем вместе. Тут я постигал функциональное программирование в углубленном формате через Haskell и готовился к экзамену по английскому.

TOEIC - это специальный тест, изначально придуманный для Японии, который подтверждает твои способности к коммуникации с коллегами на работе. Он бывает нескольких типов, но в основном на работах, где доскональное знание языка от тебя не требуют, достаточно пройти Listening/Reading вариант. Тут ты собственно слушаешь и читаешь, отвечая на закрытые вопросы.

Проходной балл Компании достаточно высокий (860 баллов из 1000) по сравнению с прочими компаниями Японии (около 600). Для работников он условно обязательный, но если ты его не прошел, то работать можешь, хоть и с урезанной на 10% зарплатой. Эйчар же сказал, что в случае нашей программы, если ты не сможешь сдать тест до отъезда за какое-то количество попыток, то тебя просто не возьмут на работу.

Тем не менее сам тест несложный и пройти его достаточно реально даже если на английском ты последний раз говорил в универе. Я этого еще не знал и очень боялся и готовился к нему неделю, пусть и не очень усердно.

Во время теста вам раздают специальные браузеры, в которых ты не можешь получить доступ ни к чему, кроме самого теста, и садят специально обученного HR’a, который наблюдает за вами через веб-камеры. Проводить тест могут как специальные организации, так и компании для своих сотрудников. Но вот я сомневаюсь в применимости полученного таким путем сертификата за пределами конторы, в которой ты его получил. Но чисто теоретически TOEIC котируется и в европейских странах и в США, так что если вам нужен какой-нибудь английский сертификат на работу, но сам английский вы особо не знаете, то TOEIC это то, что вам надо.

Измучившись и изволновавшись, я все таки успешно сдал его на проходной балл и радостно ожидал скорого переезда. И ожидание это растянется еще на целый год…

А что дальше?

Тут я думаю остановить свое повествование и продолжить его в следующей статье. На данный момент наступила середина марта 2021 года, я еще находился в Лесном, в отпуске, и прощался с родственниками, радовался и готовился к изучению японского. Предвкушал суши, рамен и Наруто на каждом углу, новую культуру, синтоистские храмы и дружный разношерстный коллектив на работе. Ну и конечно жизнь в самом густонаселенном городе мира. Но до всего этого еще целый год, и про него мне тоже есть чего рассказать.